Хочу поделиться опытом разработки HR бренда: что важно, какие есть инструменты и, какие возможны ошибки.
Важно определиться с ключевыми понятиями и ответить себе на вопрос, зачем нам заниматься HR брендингом и готовы ли мы тратить на это ресурсы.
- Ключевые понятия в построении HR бренда:
- HR бренд - фактическое восприятие нас как работодателя собственными сотрудниками и рынком труда в целевом сегменте. Репутация - это то, что мы имеем независимо от того, работаем мы над этим или нет. Стоит только зайти на пару-тройку сайтов, где сотрудники и бывшие сотрудники обсуждают нас как работодателей и можно увидеть свой настоящий бренд
- HR брендинг - сознательный постоянный процесс построения правильного, необходимого восприятия нас как работодателя целевой аудиторией – лучшими сотрудниками ключевой категории и рынком труда. Имидж – это то, что мы строим. Просто присутствовать в информационном пространстве добиваясь известности недостаточно. Важно, во-первых, доходит ли эта информация до целевой аудитории: наших потенциальных сотрудников на рынке. А во-вторых, доходит ли действительно необходимая нам информация. Как на рыбалке: правильная наживка, заброшенная в правильном месте. В-третьих, как именно наша информация воспринимается целевым сегментом. Важно, клюет ли рынок. Цель HR брендинга – увеличить поток к нам качественного персонала и снизить отток от нас качественного персонала с меньшими затратами. Ответы на эти три вопроса показывают отличие HR брендинга от простого информирования рынка о нашей компании
- EVP (Employee Value Proposition) - ценностное предложение рынку труда, с чем хотим ассоциироваться, суть бренда, отличительные выгоды, которые может предложить сотрудникам именно наша компания, чем мы действительно отличаемся и лучше других на рынке. Информацию об EVP мы запускаем по внешним и внутренним каналам коммуникации. EVP – уникальное и дифференцированное ценностное предложение - совпадение по ценностям бизнеса и персонала; EVP - это взаимное психологическое согласие брать и давать. «Нужен новый психологический контракт - полное присутствие, мотивация и отдача от сотрудника при готовности организации вкладывать в развитие сотрудника. При этом организация оставляет за собой право увольнения в любой момент», (Билл Гейтс). EVP - обусловленные возможности финансовой карьеры, дополнительного заработка, профессиональной и личностной самореализации. Пример EVP компании P&G: «Работа в P&G - это работа для тех, кто двигается вперед! Мы – люди, которые отвечают на важные и стратегические вопросы, ответы на которые не знает никто, кроме нас. Я работаю бок о бок с лучшими профессионалами и очень талантливыми людьми. В то же время я имею возможность внести и свой вклад в развитие крупнейших мировых брендов». Пример девиза компании JTI: «Мы выращиваем наши таланты для роста нашего бизнеса»
- Управление HR брендом - выполнение обещаний - обеспечение соответствия коммуникации и опыта, который сотрудники получают при работе в компании, ценностному предложению - EVP (табл.1)
Табл. 1. Управление HR брендом
Что создаёт ожидания |
|
Что структурирует опыт: набор впечатлений |
- Управление кандидатами
- Ориентация и адаптация
- Каналы коммуникаций
- Рабочее окружение
- Исполнение и управление талантами
- Обучение и развитие
- Вознаграждение и признание
- Точки соприкосновения процессов
|
Что формирует опыт: набор впечатлений |
- Повседневное поведение
- Менеджмент на линии фронта (супервайзеры)
- Обслуживание клиентов и командная работа
- Стандарты лидерства
|
2. Основные этапы работы над HR брендом:
- Определение целевой аудитории - ответ на вопрос, кто наш желаемый сотрудник, его идеальный портрет
- Ожидания от персонала - что взамен требуем от сотрудников
- Определение фокуса EVP - 3 фактора, определяющие атрибуты-свойства HR-бренда
- Привлекательный девиз, лозунг, выражающий ключевое позиционирование на рынке труда
- Визуализации или нахождения удачного символа
- Тестирование HR-бренда на целевой аудитории
- Коммуникация бренда сотрудникам и рынку труда
- Управление брендом – управление опытом сотрудников, формирование причин доверять нашему бренду
- Оценка бренда по выбранным показателям. Такими показателями могут быть ежегодный обзор уровня удовлетворенности и вовлеченности персонала по ключевым категориям; место в рейтинге «Лучший работодатель»; воронка подбора (привлечение с рынка лучших по категориям с меньшими затратами); пофакторная текучесть (удержание лучших по категориям с меньшими затратами); количество встреч линейных руководителей с непосредственными подчиненными с предоставлением обратной связи
3. Создание HR бренда предполагает совместную работу служб маркетинга и PR*, линейных менеджеров (IR**), и HR менеджеров (ER***) над разработкой EVP, коммуникацией и формированием лояльности. Лояльность, другими словами, верность верность или преданность - это совпадение ценностей человека и бизнес-ценностей, которое обеспечивает вовлечённость его в организационные процессы, формирует причастность к работе/профессии и принадлежность к организации. Разные виды лояльности имеют разное влияние на бизнес (табл. 2).
Табл. 2. Влияние лояльности на бизнес
Виды лояльности |
на что влияет лояльность |
Лояльность, основанная на эмоциях и личных симпатиях (вовлечённость): нравится сама работа, компания, руководство, коллектив |
- Производительность
- Отношения
- Мотивацию
- Идентификацию и принятие организационных целей и ценностей, желание принадлежать к организации, готовность добровольно прилагать усилия на благо организации
- Позволяет использовать самого сотрудника как инструмент PR, в том числе его семью, друзей, знакомых
|
Лояльность, основанная на принятых обязательствах (активная лояльность): подписывался под определенные цели и выполнение функций |
- Производительность
- Отношения
|
Лояльность, основанная на привычке и инертности (пассивная лояльность, удовлетворенность): неплохие условия, ожидание выслуги, невозможность продаться лучше |
|
*PR - Public Relations - теория, практика и искусство воздействия на целевые аудитории, группы общественности для достижения лояльности через информирование.
**IR - Internal Relations - функция коммуникации линейного менеджмента с подчиненными.
***ER - Employee Relations - инструменты и каналы коммуникации HR-службы с персоналом.
В таблице 3 представлены некоторые инструменты ER и каналы коммуникаций.
Табл. 3. Инструменты и каналы коммуникаций
Инструменты ER |
Стратегические каналы коммуникаций EVP |
- Лидеры мнений и корпоративные герои
- Корпоративные мероприятия
- Соревнования и конкурсы
- Празднования и награждения
- Благотворительность
- Информирование
|
- Печатная реклама
- Размещение на карьерных порталах
- SEO (Search Engine Optimization) / SEM (Search Engine Marketing) для карьерных сайтов
- Работа с рекрутинговыми агентствами
- Социальные сети
- Рекомендации сотрудников
- Мобильный маркетинг
- Внутренняя служба поиска персонала
- Интранет и внутренняя соцсеть
- Послы HR-бренда в профессиональных тусовках
- Он-лайн видео в YouTube и других видеоканалах
- Наглядная демонстрация и примеры
|