Оценка и развитие компетенции «Стратегическое мышление»

Автор: Анна Власова : 23 Мая 2014 | 71 Комментарии

Оценка компетенции "Стратегическое мышление"

 

     Прежде, чем что-то оценивать и развивать, надо определиться с понятием «стратегическое мышление». Каждая компания сама решает, надо ли менеджменту стратегическое мышление, что это такое и как можно на этом заработать. Некоторые украинские компании сами формируют для себя эту концепцию и сами формулируют определение. Некоторые – обращаются к серьезным консалтинговым компаниям. Некоторые – используют внешнего модератора процесса поиска ответа на этот вопрос.

     Я встречалась с разными определениями, разным применением и разным отношением к этой компетенции. Одно из самых интересных определений, которое я видела, следующее:

     Стратегическое мышление - это способность связи долгосрочной концепции развития с повседневной работой, то есть, что нужно делать сегодня, чтобы получить результаты в долгосрочной перспективе. На своих нижних уровнях эта компетенция проявляется в понимании стратегии организации. Более высокие уровни подразумевают высокую степень процессов влияния внешних и внутренних факторов на реализацию стратегии и связи повседневных действий с долгосрочными целями.

     Поведенческие проявления этой компетенции:

  • Минимальный уровень - Понимает стратегию - понимает и анализирует стратегию организации, однако лично не вовлечен в их развитие
  • 2 уровень - Связывает свою повседневную работу с поставленными целями - определяет приоритеты своих действий таким образом, чтобы они отвечали целям, действует ориентируясь на стратегию и долгосрочные цели
  • 3 уровень - Думает в категориях долгосрочных перспектив - видит проблемные сферы и бизнес-возможности
  • 4 уровень - Согласует повседневные действия со стратегической  перспективой - проводит осознанную оценку и выбор действий таким образом, чтобы работать в рамках долгосрочной стратегии или поставленных целей. Проводит мониторинг своих действий с точки зрения общеорганизационных целей. Предвидит последствия своих действий
  • 5 уровень - Понимает влияние внешних факторов на стратегию - понимает и учитывает изменения, возникающие в мире бизнеса, и их влияние на организацию. Понимает, каким образом внутренняя политика, процессы, процедуры и методы действия могут быть нарушены при влиянии внешних факторов
  • Высший  уровень – Планирует действия во взаимосвязи с долгосрочной стратегией и возможными изменениями в мире бизнеса - подготавливает аварийные планы на случай возможных изменений. Вводит значительные изменения в способ функционирования организации. Подразделения, для достижения долгосрочных целей (например, изменение структуры подразделения и т.п.). Обменивается своими представлениями с другими о желаемом состоянии бизнеса, подразделения или организации в целом в ближайшем будущем

     Очевидно, что стратегическое мышление, как любая компетенция, базируется на способностях человека, а значит, может присутствовать в той или иной мере уже изначально у любого руководителя. От компании требуется не только оценить наличие компетенции, но и создать условия для ее развития и применения.

     В моей практике был проект, когда западная компания, купившая предприятия в Украине, должна была определить наличие требуемых штаб-квартирой компетенций, в частности, стратегического мышления. Кроме оценочного интервью, я предложила менеджерам выполнить несколько заданий. Одно из них состояло в том, чтобы оцениваемые менеджеры ответили на следующие вопросы:

  • Кем я себя вижу в компании через 3-5 лет?
  • Моя миссия, предназначение, роль в компании? Для чего я нужен?
  • Мои ценности, что для меня важно, чем я никогда не поступлюсь.
  • Мои принципы во взаимодействии с людьми: подчиненными, коллегами, руководителями, внешними партнерами и клиентами.
  • Кто мои клиенты в компании? Кого я обслуживаю, чьи потребности я обязан удовлетворять?
  • Кто мои клиенты за пределами компании?
  • Конкретные 2-3 цели на ближайший год, в том числе, личные цели профессионального, управленческого и личностного развития.

     Это упражнение можно использовать в эсессмент-центре, как при отборе новых руководителей, так и для тех, кто претендует на продвижение внутри компании.

     Если компания сознательно формирует стратегическое мышление у менеджеров, можно использовать кроме внешних и корпоративных программ МВА, участие в профессиональных конференциях и профессиональных клубах. А также участие в стратегических сессиях; внутренние ротации и стажировки в партнерских бизнесах; участие в стратегических проектах и руководство межфункциональными проектами; делегирование полномочий; групповые дискуссии на актуальные темы; круглые столы с топ-менеджментом и разбором практических проблемных кейсов.

     Таким образом, стратегически мыслящие менеджеры

  • Ориентируются не столько на внутренние ресурсы, сколько на факторы внешней среды;  не столько на сроки и угрозы, сколько на возможности и ключевых стейкхолдеров
  • Формулируют видение любого проекта, опираясь не только на количественную, но и качественную сторону – добавленную ценность
  • Принимают ежедневные решения на основе ценностей бизнеса – важных вещей для выживания и развития  компании, используя многофакторный анализ
  • Проводят изменения на основе миссии – понимания для кого работаешь, какие именно потребности удовлетворяешь, какую ключевую компетенцию оттачиваешь, для развития какого продукта \ услуги
  • Выходят за рамки планов и процедур и принимать решения исходя из целей будущего и эффективности, а не только коротких результатов
  • Понимают, что сроки - не главное в стратегическом планировании, тем более в условиях ускоряющейся цикличности кризисов, главное – идеи, на которых компания может зарабатывать сейчас и в перспективе

     И наконец, от Генри Минцберга, высший пилотаж стратегического мышления заключается в «открытии новых стратегий, которые способны переписать правила конкурентной игры и предвидеть возможное будущее, кардинально отличное от настоящего».

     Надо отметить, что на украинском рынке руководители со стратегическим мышлением не редкость, но это не гарантирует им успеха. Управляющие собственники с предпринимательской привычкой мышления часто  ориентируются на короткий и быстрый результат с минимальными затратами. Они сами не дают возможности руководителям со стратегическим мышлением реализоваться. Статистика показывает, что даже хорошему продавцу в новой компании за первый месяц трудно показать высокий результат, а выйти на стабильный результат - нужен не один месяц. А если это директор по маркетингу, то новая маркетинговая концепция не может быть «поставлена на полку» в первый же месяц. Если ожидания собственника не оправдываются в первые месяцы, то часто он загружает директора по маркетингу операционной рутиной, чтобы быстрее «отбить затраты». Найти менеджера со стратегическим мышлением недостаточно, важно создать условия для реализации стратегических идей, развивать в команде топ-менеджмента в целом стратегическое мышление.

 


Блог

11 Октября 2021
PI-uspishni-trenery.jpg
В чому секрет найуспішнішої баскетбольної тренерки в історії і як це пов'язано з HR...
17 Июля 2020
PI-otsenki-dolzhnost.jpg
Возможно, мы знаем кое-что про любую должность в каждой отрасли во всех уголках мира

Новости

4 Сентября 2019
Tsentr-Gromadskoho-Zdorovya-logo.png
4 вересня 2019 року відбулася стратегічна сесія державного підприємства Центр громадського здоров’я
27 Августа 2019
PI-Predictive-Index-Certified-Partner-logo.png
В Києві пройшов дводенний семінар-сертифікація PI Practitioner
29 Июля 2019
Tsentr-Gromadskoho-Zdorovya-logo.png
26 липня 2019 року відбувся семінар на замовлення державного підприємства Центр громадського здоров’я