Прежде, чем что-то оценивать и развивать, надо определиться с понятием «стратегическое мышление». Каждая компания сама решает, надо ли менеджменту стратегическое мышление, что это такое и как можно на этом заработать. Некоторые украинские компании сами формируют для себя эту концепцию и сами формулируют определение. Некоторые – обращаются к серьезным консалтинговым компаниям. Некоторые – используют внешнего модератора процесса поиска ответа на этот вопрос.
Я встречалась с разными определениями, разным применением и разным отношением к этой компетенции. Одно из самых интересных определений, которое я видела, следующее:
Стратегическое мышление - это способность связи долгосрочной концепции развития с повседневной работой, то есть, что нужно делать сегодня, чтобы получить результаты в долгосрочной перспективе. На своих нижних уровнях эта компетенция проявляется в понимании стратегии организации. Более высокие уровни подразумевают высокую степень процессов влияния внешних и внутренних факторов на реализацию стратегии и связи повседневных действий с долгосрочными целями.
Поведенческие проявления этой компетенции:
Очевидно, что стратегическое мышление, как любая компетенция, базируется на способностях человека, а значит, может присутствовать в той или иной мере уже изначально у любого руководителя. От компании требуется не только оценить наличие компетенции, но и создать условия для ее развития и применения.
В моей практике был проект, когда западная компания, купившая предприятия в Украине, должна была определить наличие требуемых штаб-квартирой компетенций, в частности, стратегического мышления. Кроме оценочного интервью, я предложила менеджерам выполнить несколько заданий. Одно из них состояло в том, чтобы оцениваемые менеджеры ответили на следующие вопросы:
Это упражнение можно использовать в эсессмент-центре, как при отборе новых руководителей, так и для тех, кто претендует на продвижение внутри компании.
Если компания сознательно формирует стратегическое мышление у менеджеров, можно использовать кроме внешних и корпоративных программ МВА, участие в профессиональных конференциях и профессиональных клубах. А также участие в стратегических сессиях; внутренние ротации и стажировки в партнерских бизнесах; участие в стратегических проектах и руководство межфункциональными проектами; делегирование полномочий; групповые дискуссии на актуальные темы; круглые столы с топ-менеджментом и разбором практических проблемных кейсов.
Таким образом, стратегически мыслящие менеджеры
И наконец, от Генри Минцберга, высший пилотаж стратегического мышления заключается в «открытии новых стратегий, которые способны переписать правила конкурентной игры и предвидеть возможное будущее, кардинально отличное от настоящего».
Надо отметить, что на украинском рынке руководители со стратегическим мышлением не редкость, но это не гарантирует им успеха. Управляющие собственники с предпринимательской привычкой мышления часто ориентируются на короткий и быстрый результат с минимальными затратами. Они сами не дают возможности руководителям со стратегическим мышлением реализоваться. Статистика показывает, что даже хорошему продавцу в новой компании за первый месяц трудно показать высокий результат, а выйти на стабильный результат - нужен не один месяц. А если это директор по маркетингу, то новая маркетинговая концепция не может быть «поставлена на полку» в первый же месяц. Если ожидания собственника не оправдываются в первые месяцы, то часто он загружает директора по маркетингу операционной рутиной, чтобы быстрее «отбить затраты». Найти менеджера со стратегическим мышлением недостаточно, важно создать условия для реализации стратегических идей, развивать в команде топ-менеджмента в целом стратегическое мышление.